Свободный полёт

Камчатка

«Город, откуда я приехал, — Вилючинск. Закрытая военная база подводных лодок, — рассказывает Миша Алексеенко, — но мне хотелось бы больше поговорить о Камчатке в целом. Термальные источники Паратунки, долина вулканов, гейзеры и Авачинская бухта… Не видел — считай, не был на Камчатке».

Камчатка — удивительное место с уникальной природой, на этот регион приходится 20 климатических зон. Обилие совершенно не похожих друг на друга пейзажей потрясает: заповедная тайга, чистые водоёмы и дымящиеся гейзеры, лавовый рельеф вулканов, снежные шапки гор…

Самое горячее озеро России — Фумарольное, где температура воды в среднем достигает +50 градусов; одно из самых больших геотермальных месторождений в мире; самый высокий гейзер Великан в Долине гейзеров (столб кипятка и пара Великана достигает 30—40 метров, а сама долина превосходит по размеру и объему выбрасываемой воды все остальные гейзеры мира); одно из самых опасных мест на планете — «Долина смерти» в Кроноцком заповеднике, где концентрация ядовитых газов настолько высока, что звери и птицы гибнут, попав туда; самое большое число вулканов (точное количество неизвестно, но с учетом всех древних, разрушенных, действующих и побочных вулканов-«паразитов» общее их число — более 5 000, из которых 28 не спят, а 3 — потенциально активны); одна из самых больших бухт в мире — Авачинская; самая высокая сейсмическая активность на планете; самые высокие приливы; свыше  14 000 рек и ручьёв; около 200 минеральных источников, 150 из которых горячие; более 1 000 месторождений полезных ископаемых — список «самых-самых» черт природы Камчатки можно продолжать ещё долго.

Впечатляет и разнообразие местных флоры и фауны: так, в регионе расположено самое большое лососевое нерестилище в Азии, здесь, в кратере-кальдере Узон, живут самые древние микроорганизмы нашей планеты — термофилы Археи, на Камчатке — самая большая популяция самого крупного подвида бурого медведя, 918 видов зверей, 322 вида птиц, 23 вида китов и около 500 видов рыб…

—  В какое время года к вам лучше приезжать?

— В каждый сезон климат неповторим. Зима длиннющая: начинается в конце октября первой сильной пургой (бывает — без шуток — заметает по 3-й—4-й этаж), а окончательно снег сходит только в марте — апреле. Осень и весна красивые, но очень короткие — буквально по две недели. Летом тоже здорово: лес, вокруг горы, сопки, вулканы, океан: гуляй — не хочу!

Зимой можно покататься с вулкана на горных лыжах (с горы Морозной, например, открывается вид на основные вулканы: Ключевской, Корякский и Кроноцкий) или прокатиться на снегоходах почти до самих сопок, пока подъём не станет совсем крутым — тогда уже дальше только пешком. Летом — выбраться в долину вулканов и подняться по хребту какого-нибудь из них, но это трудно — не все доходят, жарко и идти тяжело. Гулять по лесам можно, вовсе не опасаясь клещей и змей, — их просто нет из-за сурового климата, только комары приспособились. Но зато летом не составляет труда встретить в лесу голодного медведя, поэтому нужно быть очень аккуратным. Термальные источники хороши в любое время года, особенно советую попробовать малкинскую.

—  Малкинскую? Что это такое?

— Это природная газированная вода из Малкинского источника. У нас её все так называют, привычка.

Кстати, многие слова употребляются только у нас: из-за особенностей зимней погоды снегоходы называют буранами, снегокаты — почему-то аргамаками, а вместо слова «водонагреватель» используют «титан» — по названию единственной когда-то фирмы, занимавшейся их изготовлением (импортных тогда не завозили).

— А что насчёт знаменитых рыбных блюд?

— Можно совместить два удовольствия и поехать на рыбалку — всё само плывёт тебе в руки, куча живности, совсем не обязательно быть для этого великим рыбаком. Красная рыба, икра, креветки, крабы — пальчики оближешь! А если очень повезёт и достанешь со дна морского ежа, можно попробовать его икру — внутри примерно чайная ложка этого деликатеса, очень вкусно и сильно отдаёт йодом.

— Не страшно жить рядом с вулканами и в постоянном ожидании землетрясений?

— На деле ближе всего к вулканам расположены небольшие посёлки, города — существенно дальше. Но, конечно, если начнётся извержение, то всем несдобровать. Есть специальная система оповещений, заранее сообщающая о возможной угрозе, какой бы та ни была: извержение или землетрясение. Но на моей памяти дату еще ни разу стопроцентно не угадали.

Чаще всего землетрясения случаются весной, многие иностранцы даже специально приезжают почувствовать, что это такое. Но, честно говоря, это совсем нездорово, когда здание, в котором ты находишься, начинает шататься — именно по этой причине дома у нас не строят выше 5 этажей и по возможности стараются обойтись без лифтов.

— А что лично для тебя в родном краю «самое-самое»?

— Трудно сказать. Наверное, всё, что меня окружает и к чему я привык. Хотя я больше не  живу на Камчатке, каждые зимние каникулы стараюсь хотя бы несколько недель провести в родном краю — честно говоря, двух недель обычно мало, вроде всё это и видел много раз, всё детство провёл здесь, но каждый раз, когда прилетаю, всё — самое-самое. (Перелёт, кстати, занимает 9 часов — ещё один довод в пользу посещения Камчатки для тех, кто любит летать.) Я люблю путешествовать и много где побывал, но такой природы, как на Камчатке, нигде не нашёл, она уникальна. Поэтому советую всем при возможности отправиться именно туда — даю слово, никто не пожалеет!

Светлана Осипова

 
Нет коментариев. Будьте первым!
omForm">
avatar
Представьтесь, чтобы оставлять коментарии.