Свободный полёт

Новые традиции

По словам известного русского историка В.О. Ключевского, народ, не помнящий своей истории, не имеет будущего. А что есть прошлое, как ни традиции? Шляпа, пропеллер, 1001 ночь — всё это было не всегда, а появилось благодаря кому-то за минувшие полвека — появилось, полюбилось и старательно повторяется из года в год. Несмотря на солидный, по человеческим меркам, возраст, ФАЛТ продолжает развиваться и обрастать всё новыми обычаями. Один из них — кураторство младшекурсников старшекурсниками.

И вот — свершилось! Вчерашние школьники теперь — первокурсники. Все они рано или поздно приходят к тому, что не всё в институтской жизни так просто, как казалось на первый взгляд: нужно многое узнать, понять, выучить, а кому-то что-то и наверстать. Не всегда легко сделать это без посторонней помощи. Так почему бы не перенять опыт старшекурсников, которые через всё это прошли? Кто из нас не слушал на первом курсе всевозможные байки «бывалых» товарищей?

Но, байки-байками, а вот толковый совет и вправду порой не помешал бы. Так, в сентябре 2013 года появилась идея создания системы кураторства — своеобразного демпферного механизма, обеспечивающего плавный переход между школьными размеренными буднями и суровыми реалиями институтской жизни. Её выдвинула и воплотила в жизнь группа студентов во главе с Дмитрием Стариковым. По его словам, изначально основная задача состояла не только в том, чтобы ускорить адаптацию ребят к новой среде, но и раскрыть их творческий потенциал, приобщить к общественной деятельности и оказать моральную поддержку в сложных ситуациях.

Без трудностей в процессе организации, увы, не обошлось: «Во-первых, мы упустили важнейший промежуток: первую неделю учёбы, — вспоминает Дима Стариков, — да и вообще поначалу было сложно понять, в каком формате работать с первокурсниками. Были проблемы и с финансированием: многие не понимали, зачем нужны кураторы, да ещё по несколько человек на группу, если у всего курса уже есть один назначенный администрацией наставник. Существование этого проекта пришлось отстаивать, доказывать, что это не игра, а важное и полезное дело. Но в конце концов, всё наладилось: набралось необходимое количество сторонников, средства нашлись и пошло-поехало».

Как это работает? На каждую группу приходится несколько кураторов (как правило, два), которыми являются студенты старших курсов. Они стараются помочь ребятам во всех сферах жизни: учебной, социальной и бытовой — лишь бы не стеснялись с вопросами обращаться.

Поначалу больше времени уделяется мероприятиям, направленным на сплочение курса (чтобы первокурсники здесь и сейчас, а не к концу курса могли запомнить своих одногрупп-ников, если не по именам, то хотя бы в лицо), но чем ближе к первому снегу, тем активнее кураторы напоминают о том, что пора учиться: например, проводят «предколки» — репетиции настоящих коллоквиумов.

На сегодняшний день система кураторства претерпела ряд изменений. Самые радикальные из них, пожалуй, касаются подготовки желающих попасть в команду: налаживается связь со школой «Градиент», которая организует тематические занятия на Большом Физтехе, что вызывает неоднозначную реакцию: не наше это слово «teambuilding», да и самобытность ФАЛТа никто не отменял.

Метод отбора кураторов также периодически меняется: «Был год, когда мы брали студентов на место куратора по конкурсу, а в этот раз взяли всех, кто ходил на тренинги, — говорит Анастасия Шевченко, в настоящий момент старший куратор команды, — а вообще, наличие отбора — это хорошо, помогает увидеть, кто готов серьёзно и ответственно подойти к своим задачам, а кто — так, с первокурсницами познакомиться». Хотя не это ли всегда было главным двигателем общения между курсами?

Суть, однако, остаётся неизменной, подтверждает Настя: «Мне кажется, самое главное для куратора — желание работать на первокурсника. Не "людей посмотреть, себя показать" с гарантированной аудиторией, а именно помогать. А будет ли обратная связь и польза, во многом зависит не только от кураторов, но и от самого курса — насколько он активен, например. Кто хочет присоединиться к нам — не стесняйтесь, мы не кусаемся и у нас здорово! Всему научим, всё расскажем».

Уже четыре года живёт кураторство. То, что в нынешней команде есть те, кто ещё год назад сам впервые переступил порог института, и те, кто были первыми, у кого были студенты-кураторы, пожалуй, лучшее доказательство того, что кураторство работает. Время покажет, удачными ли окажутся нововведения в организации деятельности этого движения, но одно понятно уже сейчас: кураторство — динамично развивающийся организм.

Хотя оценка кураторства не так однозначна. Кто-то целиком и полностью поддерживает это явление, как однозначно полезное и важное, в то время как другие сетуют на то, что чрезмерная опека ни к чему хорошему не приведёт: например, цель коллоквиумов не только показать, как проходит устный экзамен, чтобы первокурсники представляли, чего ожидать, но и несколько припугнуть, мотивировать усерднее готовиться к сессии. А какое тут устрашение, если старшекурсники уже все любимые задачи преподавателей разжевали? Так можно и навредить: возьмёт первокурсник, сдаст коллоквиум на «отлично», а правило «семи» тут как тут.

Сами кураторы, отвечавшие за учебную деятельность, по-разному отзываются о своей стезе. Кому-то это было очень полезно: помогло освежить в памяти какие-то темы перед госом, а в чём-то так и вовсе разобраться подробнее (ведь они несли ответственность за то, как отразятся их объяснения на результатах экзаменов первокурсников), приобрести навыки преподавательской деятельности, а кто-то, несмотря на интерес к предмету, оказался разочарован, ощутил, что впустую потратил время. Впрочем, большая часть кураторов всё-таки довольна этим опытом: разве что подготовку к занятиям надо было как-то уместить в своё расписание.

Но что получают взамен те, кто тратят своё время и силы на помощь первокурсникам?

«Кураторство — это не только возможность стать организованнее, но и огромное количество новых знакомств и положительных эмоций»,– говорит Нина Черняева, участница первой команды кураторов.

«Быть куратором — это весело! Да, ответственно, но чаще всего весело, — подтверждает Индра Раднаева, также участница первого набора. — Особенно стоит попробовать, если боишься знакомиться, но очень хочется: тут быстро выведут из зоны комфорта. Думаю, нужно любить людей и хотеть помочь им — без этого тяжело в принципе будет выполнять такую работу.

А вообще, приятно, когда видишь, что твои подопечные сами стали потом кураторами и развили маленькую идею пары выпускников до стабильно работающего проекта, сделали все еще лучше, чем задумывалось, и не дали этому закрыться». ✈

Светлана Осипова, Андрей Черненко

 
Нет коментариев. Будьте первым!
omForm">
avatar
Представьтесь, чтобы оставлять коментарии.