Все знают, что на ФАЛТе есть вечерняя физико-технической школа (ВФТШ), где преподавателями обычно бывают студенты. Как она появилась? Как сегодня работается в ней физтехам? Чем она им полезна? Всё это — в нашей статье.
Артемий Борисович Кудряшов, один из основателей — выпускник ФАЛТа 1971 года
«История вечерней физико-технической школы (ВФТШ) начинается с 1968 года.
В тот год весной были проведены физическая и математическая олимпиады ФАЛТа. По замыслу, форме и подбору задач они были оригинальным продуктом факультета.
Прошли олимпиады очень успешно, и этот успех буквально окрылил всех имевших к ним отношение. Появился план и дальше работать со школьниками — как с потенциальными абитуриентами и студентами Физтеха. А самой подходящей формой такой работы, как нам казалось, было проведение вечерних занятий по физике и математике со старшеклассниками Жуковского и соседних городов. Так и сделали. Начали осенью 1968 года. А по аналогии с МФТИ и ЗФТШ назвали это вечерней физико-технической школой. Её идейными вдохновителями (а также — вдохновителями факультетских олимпиад) были наши математики и физики: Владимир Михайлович Шалов, Леонид Петрович Купцов, Евгений Анатольевич Ромишевский и Альберт Леонидович Стасенко.
К тому времени в Долгопрудном уже второй год работала ЗФТШ (заочная физико-техническая школа), которая сразу пришлась по душе многим ребятам со всей страны, которые хотели глубже изучать физику и математику. Естественно, нам было очень интересно, как там всё налажено — прежде всего в методическом и организационном плане. Однако мы понимали, что вечерняя форма занятий имеет свою специфику.
Все студенты стремились помочь школьникам поступить в МФТИ, а для этого нужно было дать им соответствующего уровня знания. Я был рад, когда прошёл конкурс и попал в состав преподавателей. Поскольку в то время ещё не было устоявшейся программы ВФТШ, выбор тем и формы подачи материала во многом был отдан нам на усмотрение.
В сентябре 1968 года прошли вступительные экзамены в ВФТШ. Конечно, школа тоже к ним готовилась. На остановках от Люберец до Воскресенска и в городах расклеили рекламу, подготовили набор простых задач для тестирования школьников. Их целью было не столько отсеять, сколько заинтересовать ребят. Достаточным основанием для зачисления в ВФТШ иногда служило просто желание думать и стремление получить результат».
Ольга Гаврина, преподаватель математики ВФТШ
«Реальная работа оказалась намного сложнее и интереснее, чем это могло бы показаться сначала. Первое время «мальки» (именно так я называю своих учеников) постоянно надо мной подтрунивали. Проверяли. Приходилось много готовиться... А материал был и вправду очень непростой. Но какое счастье было, когда они сдали свой первый экзамен! Знаете — это чувство добротно сделанного дела, за которое получаешь в награду что-то, что не стоит мерить деньгами.
Мне очень нравится ВФТШ, однако работа учителя очень ревнива: как только начинаешь тратить на неё меньше энергии, сразу возникают какие-то проблемы...
Что касается плюсов, здорово чувствовать себя на месте наших преподавателей. После полугода работы становится проще сдавать экзамены и задания: понимаешь, что от тебя ждут. Также становится ясно, что в аудитории на самом деле ВСЁ видно и (внимание!) слышно. Просто 80% этого преподаватель “не замечает”».
Кисловский Артём, преподаватель физики ВФТШ
«Моя работа в ВФТШ началась почти два года назад — тогда я был студентом 2-го курса. Оглядываясь назад, понимаешь: саморазвитие — это длинная дорога, и осознаёшь, что находишься ещё в самом начале пути. Очень важно навести порядок в голове, структурировать материал, наметить множество логических маршрутов, подготовиться к занятиям. Безусловно, подготовка к первым семинарам занимает очень много времени даже сейчас, когда ты нашёл ключ к аудитории, когда ты понял, как надо подавать материал, на что обратить большее внимание, как действовать. На мой взгляд, очень важно смотреть на себя со стороны, понимать, что хотят от тебя ребята. Основополагающим является диалог преподавателя со школьниками. Это, пожалуй, самая тяжёлая часть работы: заставить ребят чувствовать себя свободно, быть открытыми.
Обучая кого-то, ты не перестаёшь обучаться сам. В преподавании есть огромный плюс: ты начинаешь раскрывать полноту и красоту предмета, смотришь на него совершенно по-другому. Сейчас я ощущаю, что это стало моим хобби. Хобби, которое приносит большое удовольствие. Ну и, кроме того, какой-то заработок. С этого года зарплата в ВФТШ заметно увеличилась по сравнению с прошлыми годами. Всех подробностей этого я не знаю, потому что работаю не из-за денег, а в большей степени для себя. Но если вам интересны цифры, то за работу в 11-м классе ВФТШ в осеннем семестре мне перечислили 19 тысяч рублей». ✈